Интервью
Три раза подряд Борис Эдуардович Малюгин входил в сотню самых известных офтальмологов по версии журнала «The Ophthalmologist». В 2020 году он стал одним из трех самых влиятельных инновационных офтальмохирургов мира. Каким был его путь от ординатора до заместителя генерального директора по научной работе в МНТК «Микрохирургия глаза» и что будет дальше? Мы поговорили с Борисом Эдуардовичем о том, как происходило его становление в профессии, есть ли у него перспективы получения Нобелевской премии и какие повороты в карьере приготовила ему судьба.
Путь врача и учёного
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, председатель Общества офтальмологов России (ООР)
О том, как в Морозовской больнице складывается социальный капитал и какие большие данные здесь собирают, рассказал руководитель самого крупного детского стационара страны Валерий Викторович Горев.
Борис Эдуардович Малюгин
Борис Эдуардович, давайте начнем с расчетов. Как в цифрах выглядит путь ученого? В какой момент молодой врач вдруг задумывается о занятиях наукой и как долго идет к своим успехам и научным открытиям?

Недавно мне на глаза попалась интересная статистика, касающаяся Нобелевских лауреатов. Оказалось, что их средний возраст на момент получения премии составляет 58–60 лет. При этом премию они получают за работы, созданные в возрасте примерно 35–40 лет. Это говорит о том, что награда достаточно долго ищет своего героя.
И что Вы по возрасту как раз созрели для Нобелевской премии…
Получается, что так, хотя мне такая высочайшая награда, увы, не грозит. В нашей сфере был всего один Нобелевский лауреат — шведский офтальмолог Альвар Гульштранд. В 1911 году он получил эту великую награду за работы, посвященные изучению оптики глаза. Гульштранд построил модель оптической системы глаза, которая носит его имя и которой мы до сих пор пользуемся, определил физиологические механизмы аккомодации, разработал ряд оптических инструментов. С тех пор добраться до Нобелевской премии не удалось ни одному выдающемуся офтальмологу. Надеюсь, что наше молодое поколение восполнит этот пробел.

Возвращаясь к нобелевской статистике, можно увидеть, что самый продуктивный возраст ученого — 30–35 лет.

Очевидно, что это не время начала карьеры молодого специалиста. Врач завершает обучение в медицинском институте и получает диплом в возрасте 22–23 лет, потом два года ординатуры, три года аспирантуры. То есть в возрасте 27–28 лет он определяется с направлениями своих научных интересов. Ну а затем у него есть примерно 7–8 лет, чтобы совершить гениальные открытия. Достаточно интересная траектория научной жизни ученого.
У ученого после получения профессионального образования и специализации в определенной области науки есть примерно 7–8 лет, чтобы совершить гениальные открытия.
Есть ли у Вас какая-то собственная система или методика работы над изобретением?
Не могу утверждать, что я сформулировал какие-то особые методические или философские подходы к изобретательской деятельности. Когда ты погружаешься в некую проблему, это позволяет выявить нерешенные вопросы и направить на них свои внимание и интеллект. Основываясь на знаниях и опыте, исследователь пытается реализовать потребность в новом продукте — методе лечения, инструменте, препарате и т.д. В этом и заключается основной посыл и стимул к изобретательской работе. А затем уже подключаются инструменты анализа имеющихся решений, их сильных и слабых сторон, определение наиболее перспективных вариантов, их отбор и, наконец, синтез интеллектуального продукта.
Что стимулирует Вас изобретать? Как это вообще происходит?
Мною движет интерес к новому. Можно назвать это здоровым честолюбием — это движение к тому, что никто никогда еще не делал. При этом следует подчеркнуть, что мы творим не в вакууме. Накопленный другими исследователями багаж знаний служит фундаментом, на котором возникают новые идеи.

Глаз — небольшой орган, но в нем сосредоточено большое количество разных патологий. Поэтому, переключаясь с одного направления исследований на другое, ты не теряешь новизны ощущений, не происходит профессионального и научного выгорания.

В наши дни сознание и отношение людей к работе меняется. У каждого поколения есть свои приоритеты и интересы. Тем не менее, у меня с молодыми коллегами всегда были общие ценности и подходы к работе. Возможно, потому, что в медицину приходят только те люди, которые любят ею заниматься и хотят это делать. Отсев происходит на подступах к профессии, на разных этапах учебы, и это обуславливает, если так можно выразиться, естественный отбор.
Что Вы испытали, когда журнал «The Ophthalmologist» назвал вас лучшим хирургом мира?
Такие вещи, конечно, приятны и всегда немного неожиданны. Особенно потому, что среди номинантов — серьезные специалисты, со многими из которых я давно дружу и которых очень уважаю. Не скажу, что эти номинации как-то кардинально повлияли на мою судьбу или дальнейшую деятельность. Наутро после публикации ты просыпаешься тем же самым человеком и снова идешь на работу.
Мне кажется, хочется творить, когда тебя и твои работы действительно замечают, например, когда ты получаешь премию.
С этим не могу не согласиться, моральный стимул и признание коллег играют важную роль. Говорить людям приятные слова и хвалить за дело — это правильно.
Иногда критика является более сильным стимулом, чем похвала. Она позволяет обдумать свои ошибки и избежать их в будущем.
Наставничество — важное качество для лидера?
Несомненно. Наставничество — это не только способ передачи опыта новому поколению врачей, оно обогащает и самого преподавателя, позволяет взглянуть по-новому на рутинные процессы, дает иной угол зрения. Это двусторонний процесс, который нередко является основой для прогресса, зарождения новых идей и подходов.
Обществу офтальмологов России (ООР) уже более 140 лет. Как Вы думаете, что изменилось за эти годы, а что осталось прежним? Формат, традиции, задачи, принципы?
Очень многое изменилось за эти годы в нашей профессии.

Однако есть и незыблемые вещи: стремление не только лечить, но и излечивать, приобретать новые знания, делиться опытом, общаться. Общество офтальмологов, по сути, начиналось полтора столетия назад как союз творческих личностей, которым необходимо было поделиться своими знаниями или почерпнуть их от коллег.

Этот формат общения лежит в основе каждого собрания профессионалов. При этом перед профессиональными сообществами стоят и другие задачи.

Некоторые из них определяют регулирующие органы. В частности, это работа по созданию клинических рекомендаций — экспертиза (посредством участия в Национальной медицинской палате) и ряд других. Кроме того, нам важно обеспечивать непрерывное образование врачей, освоение и продвижение новых технологий диагностики и лечения. Необходимо поддерживать корректное взаимодействие между членами общества и ведущими производителями, а также критически профессионально осмыслять поток технологий, которые непрерывно генерируются в медицине.
То есть фокус внимания в большей степени направлен на образование, развитие и исследовательскую деятельность?

По большому счету, да. Я бы добавил, что мы стремимся всегда держать руку на пульсе прогресса и продолжать дело Святослава Николаевича Фёдорова.

История отечественной офтальмологии знает много ярких имен великолепных ученых и замечательных специалистов своего дела.

В этом ряду Святослав Николаевич занимает особое место — это величина не только всероссийского, но и мирового масштаба. Он явился основоположником нового направления в офтальмологии, которое называется «рефракционная хирургия». Он осуществил прорыв в идеологическом плане, изменил сознание и отношение врачей к новой отрасли офтальмохирургии и доказал возможность тиражирования этих технологий в мировом масштабе.
Как бы Вы описали его роль в истории отечественной офтальмологии?
Помимо открытий мирового значения, важных для клинической практики, академик Фёдоров знаменит еще одним инновационным решением: он предложил новый организационный подход к работе офтальмологической клиники. Речь идет о построении сетевой модели учреждения, имеющего головную структуру и ряд обособленных подразделений в виде филиалов. С одной стороны, он объединил всех под одной крышей, а с другой — дал каждому отдельное направление развития. Построение глобальной сети офтальмологических клиник, охватившей всю территорию России, позволило быстро внедрить новые технологии.

Многое сошлось в этом человеке в эпоху великих перемен. На стыке новых технологических и геополитических укладов он создал МНТК «Микрохирургия глаза», который является его детищем.
Впоследствии очень много офтальмологических клиник, как в нашей стране, так и за рубежом, взяли сетевую модель за основу своего развития.
А птенцы Святослава Николаевича разлетелись по всей России, изменив сферу офтальмологии…
Именно так. И не только по России, но и по всему миру. Его ученики стали мощной гвардией, основой образовательных, производственных, лечебных, научных и даже дистрибьюторских структур. В этот процесс развития вовлекаются все новые и новые специалисты.

Я, наверное, приведу избитую аллегорию, но она кажется мне наиболее точной: Фёдоров отправил в плавание большой корабль, и теперь он плывет вне зависимости от погодных условий: волн, ветров, бурь. Инерция и масса судна делают его непотопляемым, потому что оно все время движется вперед.
Мы знаем, что в сентябре этого года вы покинули МНТК «Микрохирургия глаза», чтобы продолжить карьеру в другом месте. Расскажите об этом подробнее.
Да, это так. Мне поступило предложение занять должность профессора в Глазном институте имени Джулиуса Стайна при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе. Я достаточно давно сотрудничаю с коллегами из этого университета.

Мы реализовали ряд образовательных проектов в рамках нескольких международных конгрессов, работали бок о бок в операционной, у нас были совместные научные публикации по результатам применения Бостонской модели кератопротеза. В общем, данное предложение родилось не на пустом месте и имело достаточные основания. Но не буду лукавить, оно стало для меня неожиданностью.

В результате длительных раздумий я пришел к выводу, что не могу упустить такой профессиональный шанс, тем более что моя позиция предполагает не только научную и образовательную деятельность, но и клиническую работу.

Скажу так: это предложение еще раз подчеркивает высочайший стандарт качества отечественной офтальмологической школы, созданной академиком Федоровым. Уверен, что мои связи с российскими коллегами не прервутся, и в перспективе мы сможем реализовать совместные проекты.