Интервью
Лишь 30% изменений в компаниях оказываются успешны. Остальные 70% либо не доводятся до конца, либо не приживаются.
Почему это происходит, как работать с сопротивлением и почему важно управлять изменениями?
Об этом мы беседуем с бизнес-тренером Ириной Витюговой.
Задача со всеми неизвестными
бизнес-тренер
Ирина Витюгова
Сегодня для многих организаций уже не стоит выбор между стабильностью и переменами. Можно ли в этих условиях управлять изменениями?
Действительно, скорость изменений в сегодняшнем мире крайне высока. Мне кажется очень точным высказывание Давида Вайса, главы Northern Telecom, о том, что «в будущем останется два вида компаний — быстрые и мертвые». Но человеческая психика предпочитает стабильность, отсюда и печальная статистика по внедрению изменений. Ведь сопротивление происходит на уровне отдельного индивидуума.
Почему люди так негативно воспринимают изменения?
Это очень энергозатратный процесс, даже на самом элементарном уровне. Представьте, что вы всегда чистили зубы правой рукой, а вам говорят, что с завтрашнего дня придется чистить только левой. Это же огромный дискомфорт. А если изменения комплексные и придется менять сразу множество привычных вещей? В итоге люди устают, выгорают, а у лидера не всегда хватает сил дотянуть это все до конца.
Но бывает, что инициируют изменения как раз сотрудники, а лидер к ним не готов.
Бывают разные ситуации. Но надо понимать, что лидер несет ответственность за результат, рискует деньгами. Поэтому сначала ему надо все взвесить, просчитать, справится ли компания с этими переменами, хватит ли у нее ресурсов. Самое неприятное то, что принятие решения об изменениях происходит в условиях дефицита входящей информации. То есть лидеру приходится решать задачу со всеми неизвестными.
Что нужно, чтобы изменения были результативными? Как ими управлять?
Классически выделяют три уровня изменений: организационный, групповой и индивидуальный.
  • 1
    Организационный уровень
    Самый сложный — здесь изменения касаются всей компании в целом. Яркий пример — «Сбер», который был консервативной полугосударственной институцией, а затем стал поворачиваться лицом к человеку. При этом внутри происходили колоссальные изменения: от увольнения и переобучения сотрудников до формулирования новых ценностей и видения.
  • 2
    Групповой уровень
    На групповом уровне изменения касаются отделов и команд внутри организации.
  • 3
    Индивидуальный уровень
    На индивидуальном уровне — конкретного человека, который сталкивается с изменениями и принимает определенные решения. То есть очевидно, что все изменения так или иначе упираются в конкретного индивидуума.
А можно заранее просчитать успешность внедрения изменений?
Да, есть определенные формулы, которые позволяют просчитать потенциальную возможность реализации изменений, например формула перемен Глейчера. В исходном варианте она выглядит так:
C= (AxBxD)>Х
где С — изменения
А — уровень недовольства настоящим положением
В — желание внести предложенные изменения или достичь конечного состояния
D — практичность изменений (минимальный риск и отсутствие разрушительных последствий)
Х — «стоимость» изменений (какую цену придется заплатить). И здесь учитывается в том числе сопротивление изменениям.
И если мы оценим каждый фактор по 10-балльной шкале, то будем примерно понимать, насколько изменение можно внедрить.
Если все так или иначе будет упираться в человека, то какие алгоритмы могут помочь работе с этим «фактором»?
Разные модели заточены под разные аспекты анализа изменений. Но если мы говорим про людей, то я рекомендую модель ADKAR. Это важнейший инструмент для внедрения изменений на индивидуальном уровне. По сути эта модель даёт руководителю ключи по коммуникации с сотрудниками.
Каждая буква аббревиатуры — это определенный этап, через который проходит человек в процессе принятия изменений.
  • Awareness—осознание необходимости изменений.
    Часто руководителю кажется, что всем сотрудникам очевидно, почему компании необходимы перемены и какие именно. На самом деле, это абсолютно не так. Поэтому на первом этапе руководитель должен дать ответы на главные вопросы:
  • 1
    Что конкретно будет меняться и как это отразится на работе каждого сотрудника?
  • 2
    Почему изменения необходимы именно сейчас?
  • 3
    Что будет, если не внедрить эти изменения?
  • Desire — желание участвовать в изменениях.
    На этом этапе руководителю важно подумать о мотивации сотрудников: в чем их выгода от предстоящих изменений. В идеале, если организация небольшая, для каждого сотрудника можно подготовить свой мотивационный профиль. Если изменения затрагивают большой коллектив, говорим об общих вещах: сохранении рабочего места, материальных стимулах, престижности идеи развития. А также о том, каких неприятностей удастся избежать. Но сообщение должно быть максимально честным, чтобы не было эффекта сверхожидания.
  • Knowledge — знание.
    Сотрудник знает, как работать по-новому. Корпоративное обучение, наставничество на этом этапе играет самую важную роль.
  • Ability — способность.
    Сотрудник способен внедрять изменения. Чем это отличается от предыдущего этапа? У человека есть не только знания, но ресурсы и возможности реализовывать изменения.
  • Reinforcement — закрепление.
    Мы не только попробовали работать по-новому, но сделали это новой нормой. Потому что «гайки раскручиваются», и я опять могу сделать все по-старому. И тут важно и мотивировать, и контролировать, чтобы не было отката назад.
Работа по системе ADKAR дает более высокие шансы, что изменения дойдут до конца. И, если в процессе что-то пошло не так, ADKAR позволит диагностировать, на каком этапе нужно «перезапустить» процесс.
Кто должен выступать агентом изменений? У кого самая сложная роль в этом процессе?
Главный агент изменений — безусловно, лидер. Его задача вдохновить, объяснить, что делать, буквально воздушно-капельным путём заразить всех идеей перемен. Но вот самая сложная роль будет у менеджеров среднего звена — им придется взаимодействовать с конкретными людьми на местах. И часто это самое слабое звено в изменениях: задачи спустили «сверху», самого менеджера не вовлекли в процесс, он эту идею «не купил». Но при этом начальство требует результат. Что тогда происходит? Чаще всего — скрытое сопротивление и саботаж. Поэтому именно с менеджеров нужно начинать работу по вовлечению, причем на самом раннем этапе, пока это не анонсировано всем сотрудникам.
С чего начинать работу с сотрудниками? Ведь готовность к изменениям у всех на старте будет разной?
В первую очередь — с диагностики команды. Вот самый простой и эффективный способ. Берём лист бумаги и чертим 2 оси. Первая ось — сторонники и противники. Вторая ось — скрытые и явные. И далее делим всех сотрудников на 4 группы (явные сторонники/явные противники; скрытые сторонники/скрытые противники). Чаще всего по поведению людей ясно, насколько активно они поддерживают или не поддерживают инновации. И дальше руководитель принимает решение, с кого начинать коммуникации. Вот вы бы какую группу выбрали?
Думаю явных сторонников, с поддержкой будет легче работать с остальными.
И это самый верный подход. Потому что чаще всего психологически нам хочется начать с явных противников. Они громче всех шумят на общих собраниях, мутят воду, так что хочется всех сразу поставить на место.
Но очень важно начать с явных сторонников — они станут группой поддержки. Общаясь с ними, руководитель сможет больше узнать о том, что мотивирует людей. А это поможет привлекать к изменениям все больше и больше сторонников.
Как правильно выстраивать диалог с противниками?
Во-первых, поймите, что места для принятия вашей идеи у этого человека пока нет — оно занято сопротивлением. Поэтому сначала работаем с эмоциями, а потом с логикой. Начинаем диалог так: я вижу твою реакцию, поделись, пожалуйста, с чем это связано? Дайте человеку выплеснуть свои эмоции и сомнения. Иногда они будут абсолютно нелогичными, а иногда очень обоснованными. И только после того, как он все выгрузил, он способен вас услышать.
Во-вторых, дальше очень важно начинать работу по системе ADKAR:
  • 1
    Почему изменения важны?
  • 2
    Почему именно сейчас?
  • 3
    Что будет, если этого не произойдет?
И последний момент: не форсируйте процесс, потому что у всех людей разная скорость принятия изменений. И пять стадий Кюблер-Росс (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие (исследование новой реальности) тоже никто не отменял.
Неужели даже в период изменений человек проходит стадию депрессии?
Считается, что на любые значительные изменения человек реагирует схоже. Думаю, что депрессия может проявляться на уровне сниженного настроения, апатии, демотивации. Но с течением времени человек так или иначе вынужден пробовать работать по-новому, у него начинает получаться, и он делает свою работу на приемлемом для себя и руководителя уровне. Значит наступил этап принятия. И дальше это становится нормой. До следующего витка изменений.
Как вы относитесь к идее, что проблемы с сопротивлением возникают из-за недостатка доверия?
Я бы немного иначе это сформулировала: в моей картине мира доверие — этоглавный элемент ускорения процесса принятия. Если его нет, вам понадобятся огромные ресурсы для внедрения изменений. А если в компании есть культура доверия, вы сэкономите массу ресурсов, и все изменения будут внедряться гораздо быстрее. В долгосрочной перспективе такая компания имеет гораздо больше шансов на успех.
Хотите узнать больше о тренинге
Свяжитесь с нами по телефону:
или запросите коммерческое предложение:
«Практики эффективного общения с сотрудниками?»